В связи с вселенским срачем у Аркадия Бабченко по поводу влияния русской культуры на мировое наследие.
Естественно, что русская культура - часть культуры мировой. Не самая значительная, но вполне осязаемая. Имена Достоевского, Толстого, Чехова, Чайковского, Скрябина, Булгакова, Пастернака, Бродского вписаны в мировую культуру золотыми буквами.
Значим ли их вклад в сокровищницу человеческой мысли? Да.
Вопрос в том, насколько значим, некорректен.
Можно ли сравнивать вклад мировых иноязычных писателей, поэтов, композиторов и русских деятелей культуры?
Нельзя. Весь мир больше статистически, соответственно, больше талантов дал за исторический период.
Да и в истории Россия основательно появилась с 17 века, как тут успеть за теми, кто начал на 2000 лет раньше?

Есть одна огромная проблема - это проблема реалистичной культурной самооценки. Скандалы происходят из-за того, что она завышена. Русская культура не является центральным краеугольным камнем европейской и уж тем более мировой цивилизации. Довольно скромные региональные успехи, десяток имен, не более. Это не мало, и не много. Это ровно сколько есть. И спасибо, что есть хоть столько. Но тут начинается территория "наше всё". Наше всё - это всё наше. И поэзия, и проза, и кино - все гениально. И Крым наш - это их той же оперы. И лампочка Лодыгина, и велосипед крестьянина Артамонова. А немцы со своим рентгеном должны заткнуться сразу.
Раздутое ЧСЗ не дает реально оценить собственное место в пантеоне великих личностей и достижений.
А оно очень скромное.

29.05.2020 Комментарии

"Мадонна Литта"
Леонардо да Винчи, 1491
> Санкт-Петербург, Эрмитаж


Эпоху Высокого Возрождения, которая продлилась менее полувека, называют периодом расцвета итальянской культуры. В списке её титанов и безусловных гениев имя Леонардо да Винчи – на первом месте.

«Мадонна Литта», законченная в 1491 году, – одно из лучших творений миланского периода, воплощение величия, гармонии и красоты Золотого века.

Чувство радости материнства в картине «Мадонна Литта» углубилось благодаря образу Марии. Фигуры Марии и младенца Христа моделированы при помощи тончайшей светотени. В проёмах симметрично расположенных окон взгляду зрителя открывается горный пейзаж, как бы напоминая о гармонии всего мироздания.

Так называемая Мадонна Литта изображена мастером задумчивой и серьёзной женщиной. У неё излюбленный художником тип красоты – высокий, чистый лоб, несколько удлинённый нос, рот с едва приподнятыми уголками губ и чуть рыжеватые волосы.

28.05.2020 Комментарии

"Мост в Хэмптон-Корте"
Альфред Сислей, 1874
> Кёльн, Вальраф-Рихарц


Времена года и их смена – еще одна тема творчества Сислея. Художник писал зимние сцены, свежую зелень ранней весны, жаркое летнее солнце и глубокие краски осени, варьируя время суток, погодные условия и освещение. Единственное, чего мы у него не найдем, – это ночных пейзажей. Темноты Сислей не любил.

Следует отметить, что различные времена года у Альфреда никогда не становились метафорами. Зима – это у него зима со всеми ее атрибутами, выписанными реалистически, а лето – это лето.

28.05.2020 Комментарии

"Схватка арабских лошадей в конюшне"
Эжен Делакруа, 1860

Увлеченность изображением животных, в основном диких хищников и лошадей, не покидала Делакруа на протяжении всего творческого пути. Живописец-романтик искал в образах животных стихийность, силу и необузданность, столь привлекательные для романтического мировоззрения качества.

Делакруа создал множество набросков с силуэтами лошадей, пытаясь понять и запечатлеть их повадки и линии, а в его картинах образ лошади встречается очень часто. «Схватка арабских жеребцов» – картина чрезвычайной силы: животные, бьющиеся насмерть, люди, бросившиеся их разнимать – каждый элемент картины излучает сильную эмоцию. Ярость жеребцов, страх и растерянность слуг, спешащих остановить схватку, мастерски переданы на картине.

28.05.2020 Комментарии

"У дверей школы"
Николай Богданов-Бельский, 1897
> Санкт-Петербург, Русский музей


На этом холсте Богданов-Бельский изобразил мальчика в лохмотьях, который не решается вступить в класс, где сидят его сверстники. В этом образе отразилось все почтение простого человека перед знанием, какое зачастую ему было недоступно.

Картина для Николая Петровича имела и автобиографичный подтекст. Так же нерешительно на пороге сельской школы некогда стоял и он сам, внебрачный сын бедной батрачки, неуверенный в том, что его впустят, если даже и заметят его присутствие.

На холсте отражена так же и вера самого художника, что таланты, которые таятся в простом русском народе, вскоре будут замечены людьми образованными и неравнодушными к его судьбе, такими как его первый учитель – профессор С.А. Рачинский.

28.05.2020 Комментарии

"Погребение Христа"
Николай Кошелев, 1881
Нижний-Новгород, НГХМ


Несмотря на трагический сюжет картина богата цветом. Скорее всего, таким образом художник хотел создать экзотический образ далекой восточной страны.

В центре над телом Спасителя с большой рыжей бородой – брат Христа Иаков, в будущем первый епископ Иерусалима. Из-за его плеча, слева, выглядывает апостол Петр, терзаемый виной за свое малодушие.

Ближе всех к зрителю брюнет с непокрытой головой, несущий носилки – это римский сотник Лонгин. По преданию, он нес стражу на Голгофе в день казни. Думая, что ускоряет смерть Христа, Лонгин ударил Его копьем в бок, но Тот был уже мертв. Из раны Спасителя брызнули кровь и вода и попали на лицо и в глаза сотнику. И он, долгие годы страдавший болезнью глаз, тотчас излечился. Исцелившись физически, он прозрел и духовно.

Скорбящую Богоматерь с двух сторон поддерживают Никодим и Иоанн Богослов – младший из учеников Иисуса Христа. За спиной Богородицы, уткнувшись лицом в ладони, рыдающая Мария Магдалина.

28.05.2020 Комментарии

"Старая кокетка"
Бернардо Строцци, ок.1637
> Москва, Пушкинский музей


На полотне изображена довольно гротескная ситуация. Пожилая дама сидит перед зеркалом и явно не собирается мириться с возрастом. Одна из служанок держит зеркало, другая сооружает сложную прическу с лентами и пером. Осознавая бесполезность всех этих ухищрений, они явно насмехаются над женщиной – это читается в их лукавых глазах и улыбках.

Особая роль в картине отводится языку цветов. Изображение розы, повторенное в зеркале, указывает на бренность жизни, увядание физической плоти и красоты. Дополнительный иронический акцент в контекст картины вносит присутствие цветов флер д'оранжа, привычного атрибута невесты.

28.05.2020 Комментарии

"Рубенс в мастерской своего учителя Адама ван Ноорта"
Адриан Верховен-Балл, 1856
> Нижний-Новгород, НГХМ


Бельгийский художник Адриан Жозеф Верховен-Балл жил и работал в Антверпене, на родине величайшего живописца XVII века – Питера Пауля Рубенса. В 1830 году Бельгия обрела независимость от Нидерландов, поэтому множество художников предприняли попытки отразить славное прошлое своего народа в живописи.

На картине изображен юный Рубенс, показывающий только что созданные эскизы учителю. По всей видимости, он изобразил расположенные прямо в центре мастерской военные доспехи. Несмотря на прерванный сеанс (ван Ноорт работал над картиной, для которой позировала модель, стоящая за спинкой кресла), учитель медленно и терпеливо объясняет Рубенсу ошибки и недочеты.

Можно предположить, что сам ван Ноорт пишет известную евангельскую сцену «Христос и самарянка». Религиозные и мифологические сюжеты, на которых специализировался Адам ван Ноорт, в дальнейшем займут центральное место в творчестве Рубенса.

28.05.2020 Комментарии

"Молодые дамы из деревни"
Гюстав Курбе, 1851-1852
> Нью-Йорк, Метрополитен-музей


На картине изображены деревенские девушки высокого сословия, они гуляют в окрестностях деревни. Одеты барышни просто и обыденно, на них длинные платья, а на головах шляпки. Рядом с ними стоит собака. Недалеко пасутся коровы. Их пасёт босоногая девочка из крестьянской семьи. Барышня с корзиной в руке подаёт ей милостыню. В корзине у неё продукты, видимо она возвращается домой с базара. Барышня добра к девочке, она делает благородное дело.

28.05.2020 Комментарии

~ Рука пустыни ~

Марио Ираррасабаль 1992 г

Описание: Железобетонное сооружение высотой 11 м представляет собой левую ладонь человека, примерно на три четверти выглядывающую из-под земли.

Она наталкивает на мысли о несчастном великане, засыпанном песками беспощадной пустыни. Создается впечатление, что погребенное под землей существо молит о помощи. Автор хотел создать красочный символ незащищенности и бессилия человека перед всемогущей природой.

Чили. Атакама.

ссылка на канал

28.05.2020 Комментарии